Игорь Викторович Петров о деятельности Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области в интервью газете «Вести»

Игорь Петров: «Администрация Губернатора и Правительства Ленинградской области – отлаженный механизм на службе жителей региона»

Социально-экономические успехи Ленинградской области – результат работы большой и сплоченной команды региона, где каждый на своем месте делает свое дело для общего успеха. И в этой работе – нет никаких мелочей. Во многом успех областных мероприятий, слаженные действия подразделений и структур органов исполнительной власти региона зависят от деятельности Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области. О ее работе газете «Вести» рассказывает первый вице-губернатор Ленинградской области – руководитель Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области Игорь Петров.

– Игорь Викторович, расскажите, пожалуйста, о структуре и работе Администрации Губернатора и Правительства. Как бы Вы оценили работу возглавляемой Вами Администрации в минувшем году? Какие моменты достойны похвалы?

– Администрация – это большой слаженный коллектив, работающий как часы – четко и без сбоев. Я считаю, что все поставленные задачи выполняются Администрацией Губернатора и Правительства Ленинградской области на высоком профессиональном уровне.

Администрация обеспечивает деятельность Губернатора области как высшего должностного лица и деятельность Правительства области как высшего исполнительного органа государственной власти региона, ведет кадровую работу в Администрации Ленинградской области и аппаратах мировых судей, проводит государственную политику в области противодействия коррупции.

Также мы контролируем соблюдение сроков и качество исполнения поручений Президента России и Губернатора области. Благодаря эффективной работе всех структур у нас стопроцентная исполнительская дисциплина по поручениям Президента России. В 2022 году исполнено и снято с контроля 167 поручений. По исполнению поручений Губернатора коэффициент исполнительской дисциплины составил 99%, при постоянно растущем объеме поручений это очень хороший результат.

Кроме того, эффективно действует такой инструмент контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ленинградской области, как кадровый совет, который ежемесячно проводится под председательством Губернатора Ленинградской области и оценивает их работу в разных сферах деятельности по унифицированным показателям, что способствует своевременному выявлению рисков и оперативному принятию управленческих решений.

С растущей нагрузкой работает и управление организационной работы, которое с высоким качеством готовит и проводит различные мероприятия, совещания под председательством Губернатора. В 2022 году проведено 11 заседаний Правительства области (в 2021 году – 8), организовано 359 тематических совещаний – практически по одному на каждый день года без выходных (в 2021 году – 239). При этом управление активно внедряет в своей работе современные программные средства и технологии. Сегодня еженедельные «аппаратные» совещания Губернатора идут только в режиме видеоконференцсвязи, а планирование мероприятий – на единой электронной платформе, что существенно повысило эффективность нашей работы.

Управление делопроизводства – также одно из самых цифровизированных подразделений Администрации. Управление ведает прохождением всей служебной корреспонденции, взаимодействует со всеми федеральными органами госвласти, органами власти субъектов Российской Федерации, работает с личными обращениями граждан. Причем вся эта работа идет с использованием системы межведомственного электронного документооборота, платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», личных кабинетов граждан на официальных сайтах органов исполнительной власти Ленинградской области. Управление делопроизводства следит за тем, чтобы все обращения граждан были рассмотрены и люди получили ответы на свои вопросы.

Еще одно из подразделений Администрации – управление профилактики коррупционных и иных правонарушений. Специалистами управления выстроена эффективная система мер по противодействию коррупции, которая характеризуется многообразием применяемых форм и инструментов. Особое внимание уделяется не только проведению проверочных мероприятий, но и просветительской работе среди государственных и муниципальных служащих на семинарах и круглых столах, а также среди молодежи в школах и вузах.

В 2022 году на молодежном форуме Северо-Западного федерального округа «Ладога» мы успешно организовали тематическую площадку «Сделай свой выбор! Скажи коррупции – «Нет»!». Большой популярностью пользуется наш традиционный ежегодный конкурс видеороликов по антикоррупционной тематике «Мы за честную Россию без коррупции» для школьников 9-11-х классов. Старт конкурса мы обычно даем 9 декабря в Международный день борьбы с коррупцией. С каждым годом творческое состязание вызывает все больший интерес. Если на самый первый конкурс, состоявшийся в 2016 году, поступили 202 работы, то в этом году в конкурсе приняли участие уже 424 школьника. В этом году мы начали проект «Школа – территория антикоррупционного просвещения». В конкурсе приняли участие педагоги из 10 районов Ленинградской области.

Отдельно отмечу работу управления государственной службы и кадров, которое постоянно создает условия для привлечения высококвалифицированных специалистов: в 2022 году внедрено психологическое тестирование при назначении руководителей с применением специального программного комплекса, проведена большая аналитическая работа по рынку труда, кадровая служба взяла на себя дополнительно новую задачу: выезжать в вузы и даже школы, рассказывать о сути работы в госорганах.

2022 год был объявлен годом «Команды 47», в рамках которого был проведен второй конкурс «Губернаторский кадровый резерв», победителей которого кадровая служба активно предлагает руководству наших исполнительных органов. Всего в 2022 году состоялось более 700 назначений на должности в Администрации Ленинградской области, из них почти 300 — это внешние кандидаты, в том числе и победители конкурса «Губернаторский кадровый резерв».

С 2023 года мы централизовали обучение гражданских служащих Администрации области в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина, и теперь бюджетные средства, затрачиваемые на обучение кадров, остаются в нашем регионе.

Наша кадровая технология в этом году стала призером на конкурсе Минтруда России. Министерство отметило практику Ленинградской области по регулированию и применению поощрительных выплат в системе оплаты труда. Она у нас отличается от федеральной, мы имеем на это право.

– А можно подробнее о том, как сегодня выстраивается работа по привлечению в органы исполнительной власти молодых специалистов?

– У нас и тут разработана программа, которая отмечена на федеральном уровне. Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение регионам разработать предложения по повышению привлекательности государственной и муниципальной службы для молодежи – Ленинградская область уже накопила определенный опыт по привлечению молодежи на госслужбу.

Для обеспечения Администрации области перспективными молодыми сотрудниками мы начинаем с ними работать, когда они еще студенты вузов. С 2011 года ежегодно у нас проводится конкурс студентов выпускных курсов на включение в кадровый резерв на должности, не требующие опыта работы.

Конкурсанты проходят тестирование на знание законодательства, русского языка, истории, географического и социально-экономического положения Ленинградской области, пишут реферат «Почему я хочу стать государственным гражданским служащим Ленинградской области» и проходят индивидуальное собеседование с конкурсной комиссией.

Количество желающих принять участие в конкурсе увеличивается с каждым годом. Так, если в первом конкурсе в 2011 году приняли участие всего 6 человек, то в 2023 году на конкурс подали заявления 47 студентов из 15 вузов. Половина, как правило, включается в кадровый резерв. Но это не лимит, например, 30 мая этого года все 18 участников получили рекомендацию конкурсной комиссии о включении в резерв. Всего за время проведения конкурса были включены в кадровый резерв 243 студента, из них трудоустроены 144.

Далее, после трудоустройства, к каждому новому сотруднику, особенно молодому, мы назначаем наставника, это не непосредственный руководитель этого молодого специалиста, но тот, к кому можно прийти посоветоваться. Такое патронирование позволяет быстрее адаптироваться новичку на службе, в результате из 144 трудоустроенных у нас студентов получили продвижение по службе 85 человек.

Для поиска и привлечения к нам новых кадров мы заключили 26 договоров о сотрудничестве с вузами по организации практики, но готовы принять на практику в Администрацию студентов любых курсов и из любого вуза. В 2022 году в Администрации и аппаратах мировых судей Ленинградской области прошли практику 113 студентов. В этом году на практику к нам уже сейчас пришли более 160 студентов. Мы понимаем, что только в постоянном поиске и движении мы можем вовремя распознать нужные нам кадры, которые необходимы для развития Ленинградской области.

– Насколько результативной в отчетном периоде была работа комитета правового обеспечения Ленинградской области, который Вы тоже курируете?

– В минувшем году комитет правового обеспечения провел масштабную и кропотливую работу по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным. Дело в том, что в 2021 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», заменивший ранее действовавший закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этой связи комитетом было переработано, приведено в соответствие с федеральным законодательством для утверждения законодателями 34 из 43 статей Устава Ленинградской области.

Проведение проверок проектов правовых актов Губернатора и Правительства области на соответствие действующему законодательству – это одно из основных направлений деятельности комитета.

В 2022 году комитет провел юридическую экспертизу 2650 таких проектов.

Но тут важно упомянуть, что работники комитета не только указывают разработчикам, как правильно делать, они вместе с разработчиками дорабатывают значительную часть проектов. Нередко бывают случаи, когда правовой акт должен приниматься в очень сжатые сроки, один из ярких примеров – акты о мерах социальной поддержки участников специальной военной операции, членов их семей. Юристы всегда подключаются к корректировке «горящих» проектов, чтобы ускорить их принятие.

Отмечу, что комитетом налажено конструктивное взаимодействие с Законодательным собранием Ленинградской области. Это касается и работы по проектам областных законов и инициатив по внесению изменений в федеральные законы, которые направляются в Государственную Думу РФ. Причем неважно, кто инициатор законопроектов – депутаты, Губернатор или Правительство Ленинградской области – все вопросы отрабатываются оперативно и профессионально.

Отдельного упоминания заслуживает представление комитетом интересов Ленинградской области, Губернатора и Правительства области в судах. Эта работа не менее напряженная, чем экспертная. Благодаря ей, к примеру, в 2022 году удалось не допустить занижения кадастровой стоимости ряда объектов недвижимости на территории области, на сумму более 262 миллионов рублей, а это налоги, которые получит казна. Есть заслуга судебников и в прямой экономии бюджетных средств: почти 5 миллионов рублей не выплачено истцам по различным делам.

– Успешно ли справляется с поставленными задачами подотчетное Вам Управление делами Правительства Ленинградской области?

– На Управление делами возложены задачи материально-технического обеспечения деятельности Администрации области. Это и сопровождение мероприятий, проводимых с участием Губернатора и Правительства области, и организация работы всех сотрудников Администрации: обеспечение служебными помещениями, автотранспортом, организация рабочих мест, обеспечение безопасных условий и охраны труда, оплата труда работников. И управление вполне успешно справляется с поставленными задачами также с использованием цифровых платформ для автоматизации внутренних процессов.

У нас внедрена информационная система управления имуществом и сервисными процессами Управления делами Правительства Ленинградской области. Система ведет полный учет и контроль, отражает весь цикл жизни каждого технического средства. Это позволяет эффективнее использовать бюджетные средства на организацию деятельности Администрации области.

– Какие события прошлого года, организованные подведомственным Вам Архивным управлением Ленинградской области, Вы бы отметили?

– Архивное управление и подведомственный ему Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге ведут очень важную работу по сохранению, использованию и формированию документального наследия региона. Сегодня это серьезное стратегическое направление, обращенное в будущее.

Архивная служба региона, сохраняя прошлое, идет в ногу со временем. Это технически современная структура, имеющая профессиональную информационную систему и осуществляющая взаимодействие с пользователями с помощью защищенных электронных технологий. Это отрасль, создающая электронный фонд документации региона для пользования и консультирующая регион по вопросам приема электронных документов, обращая при этом особое внимание на хранение бумажных подлинников.

В 2022 году сотрудники архивов области приняли на хранение 18021 документ, ответили на 3095 запросов организаций и 707 запросов граждан. В муниципальные архивы принято 11412 дел управленческой документации, 3134 дела по личному составу, 22 видео­документа и 42 личных дела, отвечено на 24790 запросов организаций и на 11621 запрос граждан.

Центральным событием 2022 года для всех нас стал 95-летний юбилей области. Архивное управление и государственный архив подготовили цикл публикаций «Летопись Ленинградской области» о значимых событиях области по архивным документам. Практически ежедневно на страницах в соцсетях и на портале «Архивы Ленинградской области» публиковался архивный документ и рассказывалось о событии, которое он иллюстрирует. Публикации распределялись по принципу летописи: один документ – 1 год из жизни области. Также к юбилею региона была подготовлена историко-документальная картографическая выставка «Границы Ленинградской области. 1927 – 2022 гг.» и историко-просветительский онлайн-проект «Будни, опаленные войной. 1941 – 1945 гг. (Архивные документы о Ленинградской области)».

Минувший год был особым в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне. Представители Архивного управления и государственного архива принимали участие в работе Консультативного совета Следственного управления Следственного комитета России по Ленинградской области, в качестве экспертов по историко-архивной работе. Архивисты проводили работу по подготовке обвинений для судебного заседания о признании геноцидом злодеяний немецких и финских нацистов на оккупированных территориях Ленинградской области 1941 – 1944 гг., а также выступили в качестве свидетелей на основе данных материалов в Ленинградском областном суде. На международном научно-практическом форуме «Без срока давности. Геноцид советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны: историческое осмысление и судебная практика» в г. Гатчина материалы, представленные архивом, не оставили равнодушными не только исследователей и поисковиков, но и простых слушателей.

В рамках года Команды 47 архивисты провели два больших конкурса – «Моя история – часть истории Ленинградской области» и «Архив будущего», а также цикл встреч с жителями области «Спроси архивиста». Рассказывали о том, как правильно подать запрос в архив и как лично поработать с архивными документами в читальном зале, зачем реставрировать документы, какие базы данных ежедневно пополняются архивистами, как с ними ознакомиться начинающему, а может, уже и опытному исследователю. Такой формат мероприятий встретил живой отклик у жителей области, было принято решение продолжить встречи «Спроси архивиста» в 2023 году в рамках Года Команды Знаний.

– Еще одна структура, которую Вы курируете, – Комитет информационно-аналитического обеспечения и протокола Губернатора Ленинградской области. Комитет, в частности, организует телефонную линию главы региона с жителями каждый первый и третий понедельник месяца. Все ли поступающие Губернатору вопросы удается решать быстро и эффективно?

– Прямая телефонная линия Губернатора Ленинградской области – очень популярный у жителей Ленинградской области формат общения с главой региона. В течение одной прямой линии поступает порядка сотни звонков, за час получают возможность задать свой вопрос в среднем 7 – 10 человек.

Мы проводим прямую линию уже почти двенадцать лет. На сайте комитета выложена статистика по звонкам за все годы, можно посмотреть информацию за любой год – сколько всего линий проводилось, сколько вопросов было задано, из каких районов. В среднем за год Губернатор в прямом эфире дает ответы более чем на 160 вопросов, то есть за все время лично главе региона было задано более 1800 вопросов.

Что касается их решений и контроля – могу сказать, что каждый вопрос, поступивший на прямую линию, находится под контролем Губернатора. Технически это выглядит так: по итогам каждого прямого эфира выпускается перечень поручений Губернатора с установленным сроком, в течение которого поручение требуется исполнить и направить заявителю ответ. Кроме того, исполнение поручений, в том числе и по прямой телефонной линии, рассматривается на кадровом совете при Губернаторе.

Конечно, вопросы бывают разные по принадлежности – находятся в полномочиях различных структур и региона, и органов МСУ, и федеральных структур. Где-то Губернатор дает прямое указание решить проблему, где-то настоятельно рекомендует, но всегда способствует скорейшему решению.

Если же в целом говорить о наиболее часто встречающихся вопросах, то они примерно такие же, какие приходят в виде письменных обращений или задаются в официальных аккаунтах Губернатора в соцсетях. Это здравоохранение, ЖКХ, дороги и транспортное обслуживание плюс специфические темы того или иного муниципального образования. Бывают и вопросы личного характера, а бывают и такие, которые решить невозможно.

Иногда мы видим в комментариях упреки от жителей, что не удалось дозвониться на прямую линию. Это понятно, когда одновременно звонят сто человек, поговорить с Губернатором удастся не каждому, но настойчивые своего добиваются. Статистика, которую ведет комитет, свидетельствует о том, что есть жители, которые дозванивались неоднократно, а некоторые сумели пообщаться с Губернатором более десяти раз.

Так что прямая линия – эффективный способ получения живой обратной связи и дополнительный источник информации о вопросах, волнующих жителей, непосредственно из первых рук.

Работа на благо жителей Ленинградской области – и есть главная задача для Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области, с которой мы стараемся справиться четко и без сбоев.