Региональные законы на федеральном портале

01 сентября 2014

Ленинградская область стала первой среди российских регионов, объединив региональные законы на едином федеральном портале правовой информации.

Ленинградская область стала первой среди российских регионов, объединив региональные законы на едином федеральном портале правовой информации. Регион выполнил Указ Президента Российской Федерации №198. Документ предусматривает формирование единой базы нормативных документов, правовых актов, а также открытость сведений и прекращение разрозненности в подаче официальных документов. Утром 1 сентября нормативно-правовые акты Ленинградской области уже появились на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru

О том, как шла подготовка к реализации положений Указа Президента рассказал Александр Евгеньевич Макаров, начальник управления делопроизводства аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области :

— Официальное опубликование – момент, когда правовой акт действительно вступает в силу. Он может быть подписан, ему может быть присвоен номер, но вступает он в силу, только после публикации. Каждый субъект устанавливает правила официального опубликования нормативно-правовых актов сам. По закону у нас раньше было опубликование только в бумажных СМИ – например, в газете «Вести».

Проблемы появились по двум направлениям: с одной стороны, очень большие затраты на печать — это миллионы, если не десятки миллионов рублей в год, с другой стороны – трата рабочего времени наших сотрудников на чисто технические вопросы: подготовку документов к публикации в газетах — это не так просто и не ограничивается только сканированием - оцифровкой. Мы стали искать возможность других способов опубликования, в том числе с помощью интернета. В конце 2011 года вступил в силу закон, расширяющий перечень источников, где могут быть официально опубликованы правовые акты федеральных органов власти — было разрешено опубликование не только в «Российской Газете», но и на официальном федеральном портале pravo.gov.ru. Мы вышли с письмом на управление ФАПСИ (после этого агентство уже вошло в ФСО) с просьбой рассмотреть возможность опубликования правовых актов Ленинградской области на федеральном портале. После чего к нам приезжал представитель Управления спецсвязи, мы провели предварительные переговоры, оговорили формат работы, кто со стороны Правительства, кто со стороны ФСО будет отвечать за внедрение инициативы. Потом началась работа по согласованию, чисто технической состыковке параметров систем, прошли ряд совещаний, мы привлекли помимо непосредственных организаторов еще и техспециалистов — участвовали технари ФСО и наши разработчики, сопровождающие и устанавливающие систему электронного документооборота. Началась работа по совмещению и синхронизации этих процессов. Сделать это было не просто. Надо было перенастраивать нашу систему и  систему ФСО – ориентированную на публикование прежде всего федеральных правовых актов. Со стороны субъектов мы явились, по сути дела, инициаторами этого движения. Коллеги из ФСО в тот момент еще не представляли объем информации от субъекта федерации, которую придется переваривать их системе

В феврале 2012 года, когда работа уже кипела вовсю, и мы поняли, что выходим на финишную прямую, что цель не где-то на горизонте, что то, что мы строим, будет достроено, а не остановится где-то на полпути, к нам приехал руководитель управления ФСО и целая делегация из Москвы, мы провели с ними совещания, которые закончились подписанием меморандума об окончательной подготовке системы к февралю-марту 2013 года.

Изначально мы планировали все централизовано размещать на серверах pravo.gov.ru, но после было принято решение децентрализовать систему. Наш сотрудник формирует и проверяет документы, направляет в базу pravo.gov.ru, но реально хранится вся эта информация на наших серверах. Это тоже потребовало перенастройки, переработки. За это время были внесены изменения в законодательство, что позволило нам с одной стороны публиковаться в интернете, а с другой стороны, потребовало от нас публикацию всех нормативно-правовых актов органов исполнительной ветви власти субъекта. Объем оказался просто огромным. Мы работали на бумаге, стали понимать, что задыхаемся, к тому же необходимы дополнительные производственные мощности, которых не было. Тогда мы решили сначала выйти с опубликованием на наш официальный сайт, тем более что сайт уже был зарегистрирован как СМИ. Мы начали работу по внесению изменений в областное законодательство, узаконили опубликование на pravo.gov и на lenobl.ru, начали использовать наш сайт. Люди уже были обучены работе в системе, поэтому, они не должны были простаивать, им нужно было получать практику. Так мы начали работать с нашим областным официальным сайтом (с прошлого года), причем работали в том формате, который требуется на pravo.gov, со схожей карточкой документа. Сейчас бумажной публикации практически нет. Все уже привыкли к электронному способу опубликования.

Продолжалась и работа с ФСО, на базе этой работы выстраивалось взаимодействие по проекту банка правовых актов. Мы организовали тестовый стенд, на котором «публиковали», тренировались, проверяли систему стыковки, в том числе с программой электронного документооборота – чтобы минимизировать ручной труд при внесении документов в обе системы. Идея состояла в том, чтобы сохранить обе площадки для публикации – и региональную, и федеральную. Технологически мы были готовы – и ждали решение ФСО.

Перед самым новым 2014 годом поступила информация, что техническое решение работает.

2 апреля вышел Указ Президента, который предусматривает подключение всех субъектов с 1 сентября 2014 года. Сегодня в 9:00 утра мы начали работу в этой системе.

— Будут ли размещаться на федеральном портале нормативно-правовые документы органов исполнительной власти?

— Вся работа разбита на три этапа: есть опасения, что объем информации от регионов будет очень большим. На первом этапе непосредственно это будет опубликование областных законов и НПА Губернатора и Правительства. На следующем этапе: НПА органов исполнительной власти.

Затем – в перспективе, наверное, и с органами муниципального самоуправления – предположу, что это будет самый сложный этап. Электронное делопроизводство на местах не унифицировано, значит технически подключение будет организовать сложнее. В нашей системе мы за пару кликов отправляем документ в два адреса, что вместе с автоматизацией процесса снижает зависимость от человеческого фактора. На региональном уровне эта работа, думаю, будет идти в связке с установкой системы электронного документооборота (пока на районном уровне). Думаю, работа по установке. наладке, сопряжению стандартов будет идти параллельно.

— Будут ли размещаться старые НПА?

— Пока речь идет только о новых. Интерес к старым, причем чуть ли и дореволюционных времен, есть, но это вопрос доступа в архив, оцифровке и так далее. Думаю, со временем, и эта работа активизируется.

— После публикации на каком именно ресурсе – федеральном или региональном – будет достаточной для вступления закона в силу?

— По закону субъекта мы можем определить в какой именно момент документ вступает в силу. Есть правовые акты, которые и в бумажном виде будут публиковаться. Общий принцип: где первым опубликовалось, с того момента и вступило в силу. Главная цель: объединить всю правовую базу.