Итоги работы комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области за 2013 год
Основной целью практической деятельности Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет) в этом периоде была работа по реализации Жилищного Кодекса РФ, Указа Президента РФ от 07.05. 2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и Постановления Правительства РФ от 11.06. 2013 №49 «О государственном жилищном надзоре».
В рамках исполнения полномочий, возложенных на Комитет, при проведении инспекционных проверок за 2013 год Комитетом обследовано 3417,7 тыс. кв.м общей площади жилищного фонда всех форм собственности на территории Ленинградской области, проведено 6 плановых проверок, 458 внеплановых проверок.
В результате проведенных обследований за 2013 год выявлено – 1438 нарушений, в т.ч.:
- 1361 - правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
- 50 - некачественное предоставление коммунальных услуг населению;
- 8 – нарушение стандарта раскрытия информации;
- 17- нарушения правил пользования жилыми помещениями;
- 2- отсутствие или несоблюдение условий договоров управления, нарушения законодательства при выборе способа управления.
На основании данных, представленных специалистами секторов жилищного надзора по новой утвержденной форме отчетности, проведен анализ выявленных за 3 месяца 2013 года (октябрь-декабрь) нарушений. По результатам которого выявлено, что из 205-ти обследованных за октябрь-декабрь 2013 года МКД:
- в 42-х домах требуется ремонт кровли, наибольшее число таких МКД в Лужском (13 домов) и Приозерском (10 домов) районах Ленинградской области;
- в 21-м доме требуется ремонт фасада, в т.ч. в 11-ти МКД Ломоносовского района ЛО;
- в 17-ти домах требуется ремонт подъездов, данное нарушение характерно для всех районов Ленинградской области;
- в 12-ти домах требуется ремонт системы водоснабжения, в т.ч. в Лужском (5 домов), Ломоносовский (3 дома) районах и Сосновоборском (3 дома) ГО Ленинградской области;
- в 8-ми домах требуется ремонт системы теплоснабжения, в т.ч. в Тихвинском (2 домов) районе и Сосновоборском (4 дома) ГО Ленинградской области.
За отчётный период управляющим организациям, товариществам собственников жилья (ТСЖ) и предприятиям, обслуживающим жилищный фонд на территории Ленинградской области было выдано 1235 исполнительных документов (в том числе: предписаний - 394; актов – 454; протоколов – 387).
274 протокола составлено по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (жилых помещений); 28 протоколов – по ст.7.23 за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;
42 протокола об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок выданных предписаний); 32 протокола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (неуплата в срок административных штрафов).
Кроме того, прокуратурой Ленинградской области и городскими (районными) прокуратурами привлекаются государственные жилищные инспектора для участия в проведении прокурорских проверок по фактам нарушений жилищного законодательства в муниципальных образованиях Ленинградской области. За 12 месяцев 2013 года прокуратурой совместно со специалистами Комитета проведено 131 проверка.
За отчетный период рассмотрены все поступившие в Комитет дела об административных правонарушениях в жилищной сфере с учетом 273 материалов, производство по которым возбуждено Комитетом. За 2013 год вынесено 435 постановлений о наложении штрафных санкций за нарушение жилищного законодательства РФ в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ на сумму 12840,8 тыс. руб. Взыскано и направлено в бюджеты муниципальных образований, на территории которых совершены административные правонарушения административных штрафов на сумму 1371,8 тыс.руб.
Кроме того, рассмотрено 162 дела об административных правонарушениях в жилищной сфере, возбужденных прокуратурой, с начала года направлено в службу судебных приставов 69 постановлений о наложении штрафных санкций на сумму 703,4 тыс. руб.
Необходимо обратить особое внимание на осуществление контроля по выполнению предписаний, так за 2013 год только 46 % нарушений устранено согласно ранее выданных предписаний (из 1438 выявленных нарушений устранено 655 нарушений). По контролю за исполнением предписаний в 2013 году проведена 51 проверка, из которых в 36-ти выявлены повторные нарушения.
Благодаря проводимым контрольным мероприятиям отремонтированы:
- кровля 1-го МКД в п. Сиверский Гатчинского района, 1-го МКД в Выборгском и 1-го МКД в Кировском районах Ленинградской области;
- системы теплоснабжения в 2-х МКД п. Сиверский Гатчинского района;
- фасад 1-го МКД в д. Бугры Всеволожского района, 2-х МКД в п. Сиверский Гатчинского района, 3-х МКД в Кировском районе;
- подъезды в 1-м МКД г. Гатчина, в 1-м МКД п.Кузьмолово Всеволожского района.
За 2013 год в Комитет поступило на рассмотрение 4857 жалоб и обращений, что в 2,233 раза больше чем за 2012 год (2175 обращений за 2012 год).
Статистика поступивших за 2013 год обращений
№ п/п |
Тематика обращений |
Получено обращений |
1.1. |
Ремонт подъездов, лестничных площадок и мест общего пользования |
267 |
1.2. |
Ремонт кровель |
214 |
1.3. |
Отопление |
296 |
1.4. |
Неудовлетворительное состояние подвалов и технических этажей |
132 |
1.5. |
Горячее водоснабжение (ГВС) |
104 |
1.6. |
Благоустройство придомовой территории |
40 |
1.7. |
Электроснабжение |
32 |
1.8. |
Холодное водоснабжение (ХВС) |
71 |
1.9. |
Лифты |
26 |
1.10. |
Канализование |
94 |
1.11. |
Ремонт фасадов и межпанельных швов |
116 |
1.12. |
Вентиляция |
21 |
1.13. |
Газоснабжение |
7 |
1.14. |
По вопросу обоснованности размера платы за содержание и ремонта жилого помещения, определение размера и внесения платы за коммун. услуги |
271 |
1.15. |
Проверка законности создания и деятельности ТСЖ |
24 |
1.16. |
Нарушения требований энергоэффективности и оснащенности помещений МКД и жилых домов приборами учета |
9 |
1.17. |
Несоблюдение стандарта раскрытия информации |
33 |
1.18. |
Перепланировка и переустройство |
35 |
1.19. |
Нарушения порядка и условий заключения договоров управления и иных договоров, в т.ч. по предоставл. комм.услуг |
77 |
За 2013 год наибольшее количество обращений поступило по вопросам отопления (296), ремонта подъездов, лестничных площадок и мест общего пользования (267), ремонта кровель (214). Учитывая то, что Комитет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493"О государственном жилищном надзоре" наделен новыми полномочиями, отмечается значительное количество обращений по вопросам обоснованности размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (271).
Наибольшее количество обращений поступает из Всеволожского (24%) и Выборгского (17%) районов Ленинградской области.
Статистика поступивших обращений по районам Ленинградкой области за 2013 год
Район |
Кол-во поступивших обращений за 12 мес. |
Всеволожский МР |
1157 |
Выборгский МР |
809 |
Гатчинский МР |
478 |
Кировский МР |
434 |
Ломоносовский МР |
346 |
Тосненский МР |
336 |
Тихвинский МР |
335 |
Лужский МР |
254 |
Волховский МР |
211 |
Приозерский МР |
151 |
Бокситогорский МР |
75 |
Лодейнопольский МР |
54 |
Подпорожский МР |
51 |
Киришский МР |
43 |
Кингисеппский МР |
42 |
Сосновоборский ГО |
32 |
Сланцевский МР |
28 |
Волосовский МР |
21 |
|
|
ИТОГО |
4857 |
Председателем Комитета еженедельно осуществлялся личный приём граждан в Комитете и по мере необходимости в общественной приемной Администрации Ленинградской области.
На личном приёме гражданам разъяснялись положения действующего жилищного законодательства, в том числе вопросы управления многоквартирными домами, порядок предоставления коммунальных услуг гражданам и правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, порядок внесения платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, а также и порядок изменения размера платы за эти услуги и работы в случае их предоставления ненадлежащего качества. По указанию председателя Комитета, в случае необходимости, проводились внеплановые проверки.
В соответствии с графиком приема граждан за отчетный период 2013 года проведено 44 приема граждан, в ходе которых принято 96 граждан.
В 2013 году полностью обновлен официальный сайт Комитета, на сайте размещена информация о деятельности Комитета, об изменениях в жилищном законодательстве, обновлена справочная информация по должностным лицам Комитета, кроме того анализируются поступающие в Комитет обращения граждан и размещаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
В рамках реализации статьи 4 областного закона от 02.07.2013 N 49-оз «О муниципальном жилищном контроле на территории Ленинградской области и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ленинградской области» (далее – Закон) и с целью оказания методической помощи муниципальным образованиям на сайте размещена следующая информация:
- административный регламент взаимодействия органа государственного жилищного надзора Ленинградской области с органами муниципального жилищного контроля при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
- типовая форма соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области;
- перечень документов для проведения проверок органами муниципального жилищного контроля;
- образец распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (плановой/внеплановой, документарной/выездной) юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- образцы предписаний, выдаваемых в случаях выявления фактов нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление жилищно-коммунальных услуг, иных нормативных правовых актов жилищного законодательства, отнесенных к сфере муниципального жилищного контроля;
- образец акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- образец требования в связи с проведением проверки;
- сроки в процессе организации и проведения проверок (в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- порядок передачи полномочий с уровня поселения на уровень муниципального района;
- образец плана проведения плановых проверок;
- примерный план работы муниципального образования Ленинградской области по муниципальному жилищному контролю.
Кроме того, в рамках реализации Закона Комитетом проведен мониторинг наличия органов муниципального жилищного контроля (далее – МЖК), осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления на территории Ленинградской области. Комитетом на основании направленных в муниципальные образования контрольных запросов проведен анализ формирования органов МЖК на территории Ленинградской области.
По состоянию на 18.02.2014 соответствующие нормативные акты приняты в 200 муниципальных образованиях Ленинградской области из 203 муниципальных образованиях 1 уровня и городского округа.
С целью повышения квалификации специалистов органов муниципального жилищного контроля, руководителями Комитета проводятся семинары по вопросу организации взаимодействия органов МЖК и органа государственного жилищного надзора. 09.12.2013 проведена видеоконференция с главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований (далее – Главы) по вопросу организации взаимодействия органов муниципального жилищного контроля и государственного жилищного надзора на территории Ленинградской области, с участием Губернатора Ленинградской области.
В Комитете в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 04.06.2011 №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с сентября 2013 года организована работа по приему, осуществлению учета в электронном виде уставных документов товариществ собственников жилья (уставов товариществ; изменений, внесенных в уставы товариществ, решений о создании товариществ), а также реестров членов ТСЖ. По данным, собранным Комитетом от инспекторов и с сайта налоговой службы, на территории ЛО ведут работу 555 ТСЖ.
Учет уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности организован Комитетом с сентября 2013 года в соответствии с Правилами представления уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №584.
По состоянию на 24.01.2014 в Комитете зарегистрировано 69 уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности с приложением необходимых документов.
Практически ежедневно проводится консультирование управляющих организаций по вопросам заполнения уведомлений о начале предпринимательской деятельности, товариществ собственников жилья о необходимости предоставления копий реестров членов ТСЖ, копий уставов, копий решений о созданий ТСЖ, копий выписок из протоколов общего собрания членов ТСЖ по мере обращений в Комитет.
Во исполнение распоряжение Губернатора Ленинградской области от 01.08.2013 N 564-рг "О представлении сведений Губернатору Ленинградской области о результатах деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" в 2013 году Комитет добился следующих показателей:
- доля решений, признанных судами недействительными, от общего числа решений органа исполнительной власти Ленинградской области, оспоренных в судебном порядке – 21 % (из 112 обжалованных постановлений 23 постановления отменено);
- доля проведенных плановых проверок многоквартирных домов от числа запланированных – 86% (из 7 запланированных проведено 6);
- доля устраненных нарушений от числа выявленных нарушений использования, содержания жилищного фонда и предоставления гражданам коммунальных услуг – 46%;
- доля взысканных административных штрафов от общей суммы административных штрафов, наложенных в соответствии с вступившими в законную силу постановлениями о назначении административных наказаний – 48%.
В связи с введением значительного количества новых полномочий с 01.07.2013 штатная численность Комитета увеличилась с 10 человек (из них 5 инспекторов) до 24 (фактическая - 20 человек, среди которых 10 человек - инспекционный отдел).
С учетом имеющейся штатной численности, Комитет имеет один из самых высоких показателей по нагрузке на одного инспектора и один из самых низких показателей по штатной численности среди государственных жилищных инспекций Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации. Для надлежащего исполнения, полномочий по государственному жилищному надзору, возложенных на Комитет, необходимо дальнейшее увеличение штатной численности и доведение ее до нормативных показателей.
С целью оптимизации работы Инспекции в 2013 году проведена работа по ее реорганизации в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области.
Доклад Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области за 2013 год (скачать)